Это африканское мифическое создание являет собой воплощение духа водной стихии. Оно весьма популярно до сих пор на территории данного континента, кроме его восточной и северной частей. Что касается физической материализации мами-ваты, то её образ часто описывают в виде некоего подобия русалки, то есть, существа, у которого верхняя часть тела женская, ну, а нижняя взята то ли от рыбы, то ли от змеи. Однако, есть также верования, утверждающие, будто речь идёт о внешне полноценной человеческой особи, хоть и не являющейся таковой на самом деле. Кроме того, относительно недавно появилась тенденция, пририсовывать данному африканскому духу руки не человека, а рептилии. Также считается, что этот мифический субъект обязательно носит на себе украшения, в том числе, часы, заодно, постоянно пребывая в сопровождении ручной, обвивающейся вокруг него змеи. Ему приписывают способности к перевоплощению чуть ли не в кого угодно, вследствие чего, мами-вата якобы может свободно разгуливать в человеческом обществе, бывать в различных многолюдных местах.
Однако, основным полем деятельности этого существа является водная среда. Именно в ней оно, согласно распространённым верованиям, в буквальном смысле крадёт людей, увозя их в свой подводный мир. При этом, если их потом отпускают обратно, то они появляются на берегу, будучи сухими, а заодно, обладая в определённом смысле перевёрнутым, отражающимся в их глазах сознанием, из-за чего, им становится легче жить. Такого рода события способствуют повышению их благосостояния, а кроме того, делают их счастливее, красивей и уравновешенней. Есть также вариант народных баек, описывающий иной способ взаимоотношений с мами-ватой. В них говорится о том, что данный африканский дух, приняв, хотя бы отчасти образ женщины любит сидеть на берегу и расчёсывать свои локоны, созерцая себя в зеркале. Завидев приближающегося человека, он неспешно уплывает, исчезая в водной пучине, как бы случайно оставив свои вещи на суше. Стоит их присвоить и далее следует ждать появления мифического духа во сне, в ходе которого мами-вата требует возврата ею, как бы случайно потерянных зеркала и гребня. В случае согласия дама предлагает принести ей клятву верности, в обмен на которую она способствует процветанию своего новообретённого сторонника в будущем. Отказ от отношений с духом наказывается наложением проклятья, неминуемо несущего постоянные несчастья.